Беззеркальный фотоаппарат Sony Alpha NEX-F3K Kit 18-55mm достался мне почти случайно. Проcто у друзей фотографов в магазине были остатки товара, который нужно было перед переездом срочно куда-то рассовать не особо заботясь о цене. Я давно слышал о беззеркалках, однако не очень-то понимал, зачем мне может быть нужен такой фотоаппарат. Ведь для серьезной работы есть Canon EOS 5D MII, для ношения с собой - цифровой компакт Canon G9. Покупать что-то еще, да вдобавок платить за это около 15 тысяч рублей, я считал просто непрактичным. Однако, всего пять минут, проведенных с беззеркалкой Sony Alpha NEX-F3K в руках, изменили мое мнение навсегда.
Любой фотограф, который уже добрался в своем развитии до зеркалок и, тем более, профессиональных зеркалок, тем не менее с некоторой ностальгией вспоминает старые добрые времена, когда фотоаппарат можно было носить просто в кармане, а не тащить с собой целый фоторюкзак, набитый объективами, фильтрами и прочей фотоамуницией. Конечно, все это позволяет сделать фотографии высочайшего качества, которые смогут стать и украшением и источником дополнительного дохода, но в перерыве между запланированными фотосессиями, неплохо бы иметь под рукой что-то компактное.
Именно по этой причине почти у всех профессионалов обязательно найдется дома цифровая мыльница, которую можно носить с собой повсюду. Ведь любой фотограф, как новичок, так и профессор, не могут проходить спокойно между интересных сюжетов, которые жизнь подбрасывает на каждом шагу. Бывает невероятно обидно, когда видишь вот такой сюжет и нечем щелкнуть его. Руки так и чешутся выхватить хотя бы мобильный телефон, что уж совсем несерьезно.
С другой стороны, бывает еще более обидно, когда ты снимаешь красивейший пейзаж, неожиданно открывшийся перед глазами, или какую-нибудь городскую сценку, заранее зная, что качество снимка будет далеко от идеала. И дейстивтельно! Когда после активного использования цифровой зеркалки Canon EOS 5D MII я беру в руки цифромыльницу Canon G9, а потом просматриваю фотографии, которые наснимал, я каждый раз даю себе слово не лениться и носить Марк с собой, хоть и тяжело и неудобно.
Но, пообещать - это одно, а вот сделать - совсем другое. Бывают заняты руки, бывает неохота тащить дополнительный кирпич, бывает, что компакт просто не хочется брать с собой, заранее зная, что небо будет рябое, а хроматические аберрации выдающимися... Да мало ли, что бывает. Так и остаются за кадром интереснейшие кадры, которые могли бы украсить портфолио любого фотографа.
И вдруг - на рынке появляется особый класс фотоаппаратов - беззеркалки. Они взяли все самое хорошее об обоих классов фотоаппаратов: компактность от цифромыльниц и отличное качество снимков от зеркалок. По сути дела, беззеркалки - это те же самые зеркалки, но без затвора, зеркала, а следовательно, более компактные. Однако, в них стоят такие же матрицы и процессоры обработки изображений, как в зеркалках, следовательно, по идее они должны снимать лучше компактов!
Как я уже писал выше, в мои план не входила покупка беззеркального фотоаппарата. Однако, его величество случай внес свои коррективы в мой фотопарк и вот я уже иду домой с новенькой беззеркалкой Sony Alpha NEX-F3K. Решать надо было очень быстро, поскольку претендентов на этот аппарат за столь символическую цену было предостаточно. При средней цене на рынке в пределах 15 тысяч рублей (октябрь 2013 г.) мне фотоаппарат достался всего за 3.5 тысяч рублей.
Я решил, что за такую сумму можно купить новый фотоаррапат такого класса хотя бы для того, чтобы познакомиться с технологией и написать обстоятельный обзор - отзыв о нем. Однако, то, что он делает отличные снимки, было дополнительным побуждающим фактором. Одним словом, распаковываем!
Sony Alpha NEX-F3K - комплектность
Уже потом, задним числом, изучая рынок беззеркалок, я узнал, что они очень разные, причем не только по харакретистикам, но и в плане того, что именно вы найдете в коробке. Например, есть варианты, когда этот же самый фотоаппарат продается с объективом с фиксированным фокусным расстоянием в 24mm и диапазоном диафрагм 2.8/16. С одной стороны, конечно неплохой вариант, но в качестве первого (и тем более единственного) объектива его было бы явно недостаточно. Судя по отзывам он гнет картинку в углах.
Мне же беззеркалка Sony досталась с зумом 18-55mm, что гораздо приятнее для обычной рядовой каждодневной съемки. Правда, светосила у него была не на высоте - 3.5 - 5.6, однако, как потом выяснилось, более светосильные объективы стоят гораздо дороже. Возможно, со временем доберемся и до них.
Что еще было в коробке вместе с беззеркалкой Sony Alpha NEX-F3K. Это, конечно, аккумулятор и зарядное устройство к нему. Посмотрев отзывы на форумах я выяснил, что аккумулятор не очень-то емкий и на целый день съемок его может не хватить. Возможно, со временем придется купить второй и забыть о проблеме. правда, пока, эксплуатируя фотокамеру, я не нашел подтверждения этому факту. Может быть он проявится немного позже.
Само собой, есть шнур для связи с компьютером по USB. Самый обычный - ничего экстраординарного. Я даже не использовал его - пользовался теми, что у меня уже были.
В комплекте к фотоаппарату есть небольшая вспышка. Но небольшая - это только по размеру. Первые же сделанные фотографии показали, что она вполне справляется с комнатами средней величины (24 квадратных метра), заливая их достаточно ровно.
Еще было бленда на объектив и ремешок для ношения на шее (очень жесткий). Кстати, здесь был бы еще уместен ремешок для запястья, поскольку в положении "на шее" камера висит не очень удобно объективом вниз. Возможно, ситуация была бы лучше, если бы использовать "блинчик" Sony 16mm f/2.8 E, но такого у меня пока нет, а вот с более длинным объективом шейный ремешок себя не очень-то себя оправдывает.
Разумеется, в коробке было несколько книжек, назначение которых, надеюсь, понятно.
Sony Alpha NEX-F3K. Эргономика и юзабилити
Первый укол сомнения я почувствовал, когда взял камеру с установленным объективом в руки. Тяжелый объектив тут же потянул камеру вперед и вниз. Держа NEX-3 одной рукой, я испытал некоторую тревогу за то, что корпус фотоаппарата может не выдержать нагрузки и объектив отломится под собственным весом, вырвав крепление.
Шутки шутками, но я слышал, что так однажды произошло, когда на цифровую зеркалку Canon EOS 450D прикрепили объектив Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS USM. Уж не знаю, правда это или сказки, но, когда фотограф взял все это одной рукой за тушку, тяжеленный объектив действительно выломал байонет и грохнулся на пол.
Зная об этом, я тут же подхватил объектив моей камеры Sony Alpha NEX-F3K второй рукой, и все встало на свои места. Справедливости ради стоит сказать, что снимать, держа фотоаппарат одной рукой, все равно не получится. Ведь кольцо зума находится на объективе и использование второй руки выглядит вполне нормальным явлением. Кстати, для профессионалов и продвинутых любителей, которые перешли на зеркалки, хват фотокамеры двумя руками - это вполне привычный и естественный способ вести съемку. Так что, тут беззеркалка Sony не вызвала каких-то отрицательных эмоций.
Гораздо больше напрягло другое. Управление фотокамерой Sony Alpha NEX-F3K в основном реализовано через меню. Снаружи есть всего несколько кнопок, однако очень не хватает привычного колесика выбора режимов, чувствительности, как на Canon G9.
Sony Alpha NEX-F3K
Canon PowerShoot G9
Как видите, Canon G9, утыканный кнопками и колесиками, выигрывает в простоте и оперативности управления у беззеркалки Sony. Конечно, можно усомниться в эстетичности внешнего вида такой камеры с множеством органов управления прямо на корпусе, однако, по скорости настройки параметров съемки старичок G9 оказался на высоте. В отзывах в интернете прочитал, что к управлению через меню, реализованному в Sony NEX3, быстро привыкаешь. Как говорится, поживем - увидим.
Как будто компенсируя этот недостаток, компания Sony вывела на заднюю панель камеры две кнопки, на которые можно "повесить" самые нужные функции. Это немного сглаживает отсутствие органов ручного управления.
Более того, порадовало наличие отдельной кнопки для съемки видео. То есть, если вы увидели что-то интересное, не надо лезть в меню и даже крутить колесо. Можно сразу нажать красную кнопку записи и отснять интересный эпизод. О качестве съемки видео будет отдельный разговор, не будем забегать вперед.
Очень радует откидной экран, которого так не хватает при съемке с низких или очень высоких точек. Правда, при взгляде на него у меня сразу возникло желание наклеить с верху какую-нибудь пленку, чтобы не поцарапался. Жаль, что в походном режиме его нельзя повернуть стеклом внутрь.
Одним словом, по эргономике фотоаппарат очень необычный и спорный. Наверное, это плата за компактность, но, как говорится, за удовольствия надо платить.
Sony Alpha NEX-F3K. Первые впечатления от фотосъемки
Первое, что хочется сразу сказать, "это не зеркалка". Автофокус не такой шустрый и иногда промахивается, особенно при неярком свете. Не смертельно, конечно, но немного напрягает.
Удивительно, но диапазон ISO чувствительности начинается не с 50 и даже 100 единиц, а с двухсот! Странно и непонятно, неужели нельзя было сделать хотя бы сотню. Однако, это первое впечатление вполне компенсируется нешумностью большой матрицы и специальным режимом съемки в темноте с рук. Матрица большая, как в любительских зеркалках, поэтому ISO 1600 вполне рабочее, хотя и не идеальное. Картинка получается вполне пристойная.
Еще мне понравилось то, что в авторежиме можно ограничить чувствительность "сверху" - камера не сможет поставить ее автоматом более, чем, например, 800 или 1600 единиц. Очень полезная функция, которой так не хватает иным зеркалкам.
Режим ночной съемки с рук, это вообще что-то новенькие! Камера делает несколько снимков подряд, затем процессор сопоставляет полученные фотографии и вычищает мусор. Картинка получается вполне на уровне! Если же в кадр попадет какой-нибудь движущийся предмет, то он быдет выбран с одного из снимков серии. Он получается шумным, но это лучше, чем размазанная тень на фотографии.
В комплекте с Sony Alpha NEX-F3K имеется небольшая вспышка, выполненная как отдельный блок, подключающийся по необходимости. Установить и снять вспышку несложно. На первый взгляд такая конструктивная особенность камеры кажется спорной, неудобной. Ведь все привыкли к встроенной вспышке, которая всегда с собой. Однако, есть два факта, которые позволяют иначе взглянуть на вспышку. Первый: без нее вполне можно обойтись. Матрица фотоаппарата достаточно нешумная, чтобы повысить чувствительность до 1600 единиц и тогда вспышка будет не нужна даже в помещении. Второй: установленная вспышка располагается гораздо выше оптической оси объектива, чем встроенный вспышки на многих компактах. Чем выше вспышка, тем менее проявляется эффект красных глаз на фотографиях людей.
В камере Sony Alpha NEX-F3K реализована функция встроенный HDR, которая очень полезна для съемки чрезмерно контрастных изображений, например, освещенные здания в сумерках или в темноте. Камера делает три снимка подряд, один с нормальной эксполицией, второй - более темный, а трутий - более светлый. Потом происходит соединение всех трех изображений. Получается вполне сносная картинка, которую можно подправить в графическом редакторе и она будет просто замечательная.
Если говорить о съемке видео, то здесь камера отлично себя показала, однако, два небольших изъяна чуть портят общую благопристойную картинку. Первый - нет конпки "пауза". Следовательно, каждый раз - новый видеофайл. Иногда это не вполне удобно. Второй - ручной зум, когда во время съемки надо крутить колесо зума на объективе, изображение начинает ходить ходуном. Новерное, надо просто потренироваться, однако, вспомнился старый добрый рычажок зума на видеокамерах. Здесь бы он явно не помешал.
С другой стороны, я сам в своих видеоуроках о том, как правильно снимать видео, говорю, что во время съемки зум вообще должен "молчать". Кадр надо строить до того, как вы нажмете кнопку "запись". А то некоторые съемки вообще смотреть невозможно из-за постоянных наездов и откатов.
Теперь хочется немного сказать про объектив. Будьте готовы к тому, что на "коротком конце" зума на фотографиях будет появляться виньетирование. Конечно, это лечится съемкой в RAW с последующей обработкой, однако, недостаток есть, я вас просто предупреждаю. По углам объектив немного мылит. Сдругой тороны - практически отсутствуют хроматические аберрации, четкость проработко деталей дальних планов приятно удивляет. Говорят, мог просто попастся "удачный" объектив.
Возможно, со временем стоит присмотреть какой-нибудь более универсальный вариант объектива.
Мне попался на глаза Sony SEL 18-200 mm F/3.5-6.3, но стоимость у него такая, что с покупкой придется подождать. Да и светосила оставляет желать лучшего. К тому же, еще неизвестно, как он поведет себя в полевых условиях. Одним словом, надо будет изучать этот вопрос.
Стоит ли покупать Sony Alpha NEX-F3K?
Раньше я бы ответил уклончиво. Сказал бы нечто вроде: "Настоящий фотограф не поменяет зеркалку на беззеркалку". Однако теперь, после того как я подержал это чудо в руках, лично для меня выбор однозначен. ПОКУПАТЬ!
Если вас немного беспокоит то, что о вас подумают окружающие "настоящие" фотографы с зеркалками (и китовыми объективами), отвечу: можете взять на съемку и зеркалку. Просто время от времени вынимайте ее из рюкзака, делайте пару снимков, а потом убирайте и снимайте сонькой.
Конечно, для выездной фотосессии на природе, когда вы едете специально и везете с собой вагон всяких аксессуаров, лучше взять действительно зеркалку. А вот чтобы поснимать в парке как ребенок катается на каруселях, как он бегает по лужам, когда важна компактность, возможность быстро достать и убрать фотокамеру в карман и при этом получать снимки весьма пристойного (неожиданно пристойного для такой игрушки) качества, то Sony Alpha NEX-F3K станет отличным выбором. Она позволит вам снимать больше, сохраняя таким образом больше деталей из вашего настоящего.
Придет время и вы горько пожалеете, что не сфотогафировали какие-то мелкие но очень особенные с позиции сегодняшнего дня этапы жизни вашей семьи, старые здания в центре города, которые уже давно снесли... И все это только потому, что вы не удосужились таскать с собой зеркалку, а беззеркалку в своем время просто не купили.