3D фотография. Стереосъемка. FujiFilm FinePix REAL 3D W1

3D изображение на туманном экранеЦифровые 3D-камеры для повседневного использования: что предлагают производители 

3D-технологии прочно обосновались в мире компьютерной индустрии. Трёхмерное моделирование стало неотъемлемой частью инженерного проектирования всевозможных технических устройств, архитектурно-ландшафтного дизайна и, конечно же, сферы развлечений. История трёхмерного кино насчитывает порядка ста лет, однако первые удачные попытки вынести его в массы случились лишь полвека назад.

 

Буквально в последнее десятилетие стали обычным явлением полнометражные фильмы в цифровом 3D-формате. Совсем недавно, в 2009 – 2010 гг. на рынок вышли 3D-телевизоры домашнего пользования (компании Hyundai, Sony, Sumsung, LG, Panasonic и др.), укомплектованные специальными очками для создания стереоскопического эффекта. Согласно данным статистического бюро компании FujiFilm, общий объём проданных в 2010 г. единиц этой продукции уже превысил 4 млн., а в следующем году ожидается возрастание этой цифры до 10 млн. штук. Ведущие производители обещают в самом ближайшем будущем вывести на рынок модели, которым подобные стереоскопические приспособления будут не нужны.

Не остались без внимания и геймеры: трёхмерные мониторы и ноутбуки, ориентированные именно на эту категорию покупателей, уже появились в продаже (ViewSonic, Samsung, Sony, LG, Toshiba, Acer, Asus).

Однако, во всех перечисленных случаях рядовой обыватель остаётся всего-навсего потребителем готовой трёхмерной продукции. Подавляющее большинство людей, не имея ни соответствующего образования, ни дорогостоящего оборудования, просто не в состоянии создать готовый 3D-продукт. Естественным выходом из такого положения и, в то же время, закономерным шагом в развитии трёхмерных технологий, стало появление 3D-фото- и видеокамер.

Цифровые 3D фотокамеры

fujifilm - первая трехмертая фотокамераПервая ласточка этого семейства вылетела в августе 2009 г. из гнезда Fujifilm (модель FujiFilm FinePix REAL 3D W1). В данном фотоаппарате использован принцип одновременной работы двух объективов, воспринимающих один и тот же объект под разным углом зрения. Это соответствует тому, как в реальности человек смотрит на окружающий мир (изображения, получаемые правым и левым глазом, несколько отличаются друг от друга, и при их синхронизации мы воспринимаем объёмную картинку). Данное устройство способно не только делать фотографии (как в 3D, так и в 2D-режимах), но и снимать 3D-видеоролики. Просматривать отснятый материал можно как на дисплее самого фотоаппарата, так и подключив его к любому телевизору или монитору с поддержкой соответствующего формата. Можно воспользоваться и трёхмерной цифровой фоторамкой от того же производителя – FinePix Real 3D V1 (отпускная цена около 500 долларов).

Любителям хранить фотокарточки в альбоме ничто не мешает распечатать любой снимок и вложить его в альбом. Кроме того, предусмотрена возможность параллельной распечатки пары картинок одного и того же снимка для просмотра его через стереоскоп. Стоимость такого девайса порядка 600 долларов (на постсоветских рынках розничная цена выше на пару-другую сотен у.е.). В августе текущего года вышла следующая модель этой серии с расширенными опциями (FujiFilm FinePix REAL 3D W3). Дисплей нового устройства обладает разрешением 1,15 млн. точек (это почти вчетверо больше, чем у предшественника), улучшено качество съёмки фото и видео, добавлены новые возможности съёмки и обработки материала. Несмотря на технические и дизайнерские усовершенствования, цена новой модели будет ниже – около 500 долларов. Ожидаемое время появления W3 на рынке – сентябрь 2010 г.

Летом 2010 г. аналогичную 3D-мыльницу анонсировала и компания Sony. По сути, это снабжённая 3D-прошивкой фотокамера Sony NEX 5. Благодаря нововведению, устройство способно снимать панорамные стереоснимки. Для этого надо в момент съёмки сделать плавное движение рукой в вертикальном или горизонтальном направлении. Благодаря высокой скорости съёмки, за это время делается серия снимков для правого и для левого глаза, а при совмещении кадров получается трёхмерное изображение.

3d фотокамера Владельцы 2D-фотокамер тоже могут попробовать свои силы в 3D. Так, для фотоаппаратов семейства Panasonic LUMIX G Micro System предлагается использовать сменный 3D-объектив. Подобная модернизация была предложена компанией Loreo для зеркальных фотоаппаратов Canon с матрицей типа APS-C. Ожидается, что подобные сменные объективы будут разработаны и для других моделей серии Canon.

Кроме того, ведущие игроки рынка уже предлагают несколько моделей различного уровня и для поклонников видеосъёмки. Самая простая из них – от компании Hammacher Schlemmer. Любительская 3D-камера снимает с разрешением 640 x 480 пикселей в трёх- и двухмерном форматах и позволяет просмотреть отснятое видео на 3,5-дюймовом дисплее либо на прилагающемся в комплекте медиаплеере. При этом стереоочки абсолютно не нужны.

Более продвинутая модель – уже от Panasonic – должна выйти в продажу в октябре этого года (прогнозируемая цена – порядка 1400 долларов). Камера HDC-SDT750 обладает гораздо более высоким разрешением 960 х 1080 пикселей при скорости съёмки 60 кадров в секунду. Благодаря встроенной системе 3MOS максимальное конечное разрешение видеокартинки составляет 9,15 Мп. Качество фотоизображений – и того выше (до 14,2 Мп). Однако несмотря на всё своё новаторство, данная камера является, по сути, модернизированным вариантом более раннего 2-D-образца HDC-HS700, дополненным 3-D-насадкой. Трёхмерной камерой в полном смысле этого слова следует назвать устройство от того же производителя AG-3DA1 HD. Согласно заявлениям Panasonic, эта модель – первая в мире компактная профессиональная видеокамера для записи 3D-видео в качестве FullHD. Актуальность модели обусловлена, прежде всего, удобством использования.

Традиционная трёхмерная съёмка предполагает наличие двух синхронизированных камер, расположенных параллельно одна другой на расстоянии примерно 6,5 см (среднее расстояние между центрами человеческих глаз). Такая схема требует не только длительной предварительной отладки и настройки самих камер, но и наличия соответствующей платформы, на которой они установлены и движутся. Это приемлемо в студийных условиях, однако журналистика с её спонтанностью требует гораздо более удобной технологии. В предлагаемом Panasonic устройстве роль двух синхронизированных камер отведена двум объективам – принцип, уже использовавшийся в 3D-мыльнице Fuji. Насколько такое решение проблемы будет удобно профессиональным операторам, надеемся, можно будет узнать уже в скором времени.

3d фотокамера На волне увлечения трёхмерной съёмкой некоторые умельцы умудряются реанимировать, казалось бы, давно забытые технологии. Американец Рэнди Смит переделывает старые плёночные агрегаты Holga, объединяя два в один – используется всё тот же принцип синхронизации двух объективов. При просмотре полученных снимков через диаскоп получается объёмное изображение.

И если опыты Рэнди Смита – скорее, ироничное исключение из общих тенденций, то 3D фото- и видеосъёмка, как представляются, займут в мире цифровых технологий прочное место.