Горы в объективе. Как фотографировать горы

Фото гор. Гора Олимп. Греция. Как фотографировать в горахНаивно и, вместе с тем, пафосно полагать, что горы каким-то образом нуждаются в попытках увековечить их вечную и неприступную красоту. Но известно и другое: снимая горы "для себя” и своих почитателей, запечатлевая, к примеру, захватывающий дух "свечение Альп”, мы всякий раз испытываем совершенно непередаваемое ощущение сопричастности этому удивительному феномену и, в некоторой степени, его Создателю.

Горная фотография – ни в коем случае, не плод ожиданий. Горам люди не нужны, а вот людям без гор труднее. Человек, привязанный к чему – то, всегда в душе рассчитывает на благосклонность, а как быть в этом случае с горами? Ожидать благосклонности от безжизненного камня? А может попытаться наделить образ близким самим себе содержанием, разглядев его в цветении камня в мягких лучах утренней зари или заката? Именно так родился термин, соответствующий такому возвышенному состоянию. В русской транслитерации он звучит как "альпенглоу”, в немецком соответствует "Alpenglьhen”. В нем мастер ищет и находит сакральный смысл, каждый свой.

Горы и горцы

Те, кто думает, что с горами просто, ждет разочарование, глубоко заблуждаются. С горами сложно всегда – будь то осмысление, покорение или их изображение в любом доступном формате. Сложность в том, что горы и человек – суть антагонисты. Исключения, безусловно, есть, к примеру – народы, у которых дух гор в крови предков. Наверное, поэтому, и в характере, и в культуре горцев так ярко проявлены свойства, испокон веков окружающих их пейзажей: динамичность, стойкость, колоритность….

горная фотография, как фотографировать в горах. Скалы Метеоры. Греция

В средние века церковь посчитала, что горы – не совсем удачный эксперимент Господа, или, рельеф, созданный с целью собрать воды Всемирного потопа в одно время и в одном месте. Напомним, что тогда, по официально признанной концепции, поверхность земли была признана плоской. Таким образом горы в средневековье причислялись к числу инструментов, созданных Творцом, чтобы на определенном этапе посодействовать в наказании человека за его грехи.

Даниил Андреев в своей знаменитой «Розе Мира» утверждал, что именно в горах обитают злобные "стихиали” – духи, несущие смерть всему живому посредством безраздельно царствующих в горных массивах стихий. Так это или нет – судить не нам, мы, в большинстве своем, все же придаем горному ландшафту некий возвышенный смысл, ассоциируя молчаливые вершины с величием и несокрушимостью человеческого духа, масштабностью гениев человечества, вечной тайной бытия.

люди и горы. Скалы Метеоры Греция. Фото гор

По мере того, как горы раскрывали человеку свои тайны, внутренний антагонизм к ним отступал, уступая место первым попыткам запечатлеть их величественную красоту фотографическим способом. Первые изображения, переносимые на дагерротипы и калотипы отличались сдержанностью, подчеркнутым желанием фотографа передать образ горного пейзажа максимально близко к оригиналу. Именно такие образы оказались очень востребованными на открытках того времени. Проносились десятилетия. Накопленные знания о природе гор и неудержимое желание фотографа внести в запечатлеваемый образ иррациональную составляющую, наделив горный пейзаж составляющей духовно – эстетической, впоследствии, стали главными мотивами развития горной фотографии. Фотографы современности осознают, что уникальности и качества горного снимка без углубленного проникновения в "жизнь” гор не добиться. Вместе с тем, авторитетные горные пейзажисты современности, в числе которых Адам Гиббс, Джек Брауэр, Грант Диксон, несмотря на опыт съемок, и совершенного владения современным техническим арсеналом единодушны во мнении: горы неизменно таят в себе элемент непредсказуемости.

Вечерний горный пейзаж. красивые фото гор. как фотографировать закат в горах

Помимо субъективных, тут вступают в силу и объективные факторы. Так сложность подъема вынуждает акцентировать внимание на его технических аспектах. Такие существенные для работы фотографа моменты, как состояние атмосферы и, к примеру, климатические сюрпризы тут могут проявиться совершенно неожиданно. В определенной степени учитывать приходится и требования логистики. Именно в силу этого, для создания качественного и интересного портфолио нужна полная отдача, время, определенная настойчивость и хорошая физическая подготовка. Любительские снимки горных пейзажей, отснятые «на колене» и второпях, претендовать на серьезную художественную ценность в этой связи не могут.

Феномен гор с точки зрения профессионала

Тот, кто решается открыть в своей мастерской рубрику, посвященную горной фотографии, неизбежно берет на себя определенную ответственность. Неудачная фотография, несмотря на возвышенную риторику способна вызвать у зрителя негативное ощущение от гор в целом. Недостаточным образом проявленная идея неизбежно навеет тоску и скуку, а однообразие череды камней и снега, изредка перемежающиеся скудной растительностью, скоро станет раздражать.

фотосъемка a горах, как фотографировать горы

Где же искать ту составляющую, которая способна "одухотворить” горный пейзаж, превратив банальное нагромождение скальных пород в образ, удивительно близкий и волнующий? Ответ, по мнению мастеров горной фотографии кроется в СВЕТЕ, том самом, который в своей дневной ипостаси для большинства пейзажистов пребывает в списке табу по умолчанию. Именно свет способен вдохнуть в снимок жизнь и, в сочетании с удачным композиционным решением, определить успех восприятия запечатленного пейзажа зрителем.

Искусство выгодно использовать свет "во благо” композиции проявляется и в учитывании специфики горной породы. Блики, многократно отраженные от скалистой поверхности, суммарно способны вызвать негативный эффект. Мягкость освещения, напротив, располагает зрителя к неспешной "прогулке” по кадру, умиротворяет, вне зависимости от степени "агрессивности” горного рельефа.

Усилению яркости восприятия снимка, по мнению Адама Гиббса, будет способствовать эффект присутствия, сопричастности зрителя отображенному на снимке образу. Он предлагает "ввести” зрителя в кадр. Согласно психологии нашего восприятия, это, по мнению Гиббса, можно сделать через передний план и дальше, по диагонали, или по плавно восходящей линии вглубь композиции. В отличие от равнинного восприятия, горный пейзаж воспринимается по вертикали, но не вширь.

Каньон фото. как фотографировать в горах

Динамика вертикального восприятия композиции при этом должна быть строго выдержана, нарастать постепенно. Гора, даже неизмеримо прекрасная на фоне голой равнины, неизбежно создаст ощущение преграды, сперва зрительно, а после – и психологически.

Так или иначе, все горные композиции условно можно разделить на две категории: пейзажи с передним планом и без него. Естественно, технически реализовать снимки горного пейзажа без переднего плана возможно только на последних этапах восхождения, где передний план отсутствует по определению. Часто, в случае достаточно хорошего просмотра, эффектнее в этом случае выглядит уже пройденный путь. Тут можно поэкспериментировать с длиннофокусной оптикой, включить в композицию ущелье или долину и пр.

В некоторых случаях автор все же стремиться сознательно сохранить психологическую дистанцию между зрителем и горным пиком, подчеркивая, таким образом, его недостижимую для среднестатистического обывателя природу. Это допустимо, и тогда передний план может быть удален из композиции полностью. Прекрасный пример такого решения – фотопейзажи Джека Брауэра и Адама Гиббса.

Композиция горного пейзажа, фото гор

Исконные, стилистически безукоризненные, девственно чистые и неприступные горные вершины, и крутые склоны, запечатленные без переднего плана, по замыслу автора намеренно лишают зрителя всякой надежды на их покорение, оставляя, однако, возможность восхищаться ими издалека. Снятая в лучах заходящего или утреннего солнца, несмотря на свое величие, гора не несет в себе враждебности в отношении к зрителю, и потому воспринимается безо всякого психологического напряжения.

Безусловно, выбираемая фотографом техника, накладывает определенный отпечаток на возможности, стиль съемки, выбор сюжета. Кроме того нужно учесть, что крупноформатное оборудование, включая набор сменных объективов, сами по себе затрудняют восхождение, а значит, ограничивает возможности такого выбора. В этом отношении Джек Брауэр и Адам Гиббс, отправляясь в недельный поход в горы в полной амуниции, представляют собой едва ли не идеал горного фотографа – пейзажиста. Может быть поэтому, их работы неизменно интригующе интересны, любимы и популярны у ценителей этого захватывающего жанра.

Удачных вам кадров.