Баланс белого - термин, который вполне понятен фотографам со стажем. Что же тут непонятного, скажет вам старый мастер, и примется изъясняться витиевато и изысканно, как и подобает профессионалу от фотографии. Поскольку от такого объяснения новичку легче не становится, он начинает искать более простые ответы в интернете и внезапно оказывается здесь, где я собираюсь объяснить простыми и доступными словами, что же это такое - пресловутый "баланс белого".
Поскольку я вполне допускаю, что среди моих читателей могут быть совсем новички (что совершенно не зазорно, все когда-то с чего-то начинали), а также помятуя о том, что проще всего объяснять какие-то новости на конкретных примерах, я позволю себе привести пример из своей практики, который очень хорошо подходит для темы.
Помимо всевозможных околофотографических дел я довольно активно занимаюсь видео. В частности, предоставляю такую услугу, как оцифровка кинопленок методом экранной пересъемки. Что это означает? Например, у вас есть старая 8-мм кинопленка, снятая этак 40-50 лет назад. Вы приносите или присылаете ее мне, я заряжаю вашу кинопленку в проектор, направляю его луч на экран, запуская и снимаю видеокамерой все, что появится на экране. Нельзя сказать, что это самый лучший способ перегонки кинопленок на DVD, однако он относительно недорогой и многие заказывают эту услугу.
Теперь представьте ситуацию. Допустим, завтра я уезжаю в другой город вести курс по... ну, неважно по чему, на пять дней. А сегодня вечером мне звонит заказчик и говорит, что у него есть 15 катушек старой кинопленки и ее надо к концу недели "перегнать" на DVD. Отказывать заказчику нельзя - плохая примета - и я решаю взять заказ с собой в поездку вместе с проектором, камерой и ноутбуком, и там по вечерам в гостинице (все равно делать будет нечего, не водку же с соседом пить) потихоньку выполнить заказ. Этакая двойная польза от командировки.
Так я и сделал. Однако, когда я заселился в гостиницу, выяснилась одна довольно неприятная деталь. Стены и потолок (на который я обычно проецирую изображение в таких поездках) были выкрашены в светло-кориченевый цвет. Не знаю, кому и с какого перепоя взбрело в голову покрасить потолок, однако это обстоятельство ставило под удар все мое предприятие. Простыни на роль экрана тоже не сгодились, поскольку были полосатыми...
Мне ничего не оставалось, как сделать из светло-коричневой стены чисто белую. Надеюсь, вы не подумали, что я отправился в ближайший хозяйственный магазин, купил белила, валик и, соорудив себе пилотку из газеты, принялся мазюкать стену? Я решил воспользоваться возможностью настройки баланса белого в своей камере, что и дало требуемый мне эффект.
Говоря простым языком и немного утрируя, я сделал следующее. Спроецировав луч проектора на коричневую стену, я направил на освещенное место камеру и сказал ей: "это белый цвет". Видеокамера, к счастью, не стала кочевряжиться, убеждать меня, что я не прав и стена совсем не белая. Она по-военному четко отдала мне честь и ответила "есть, белый". И тут произошло маленькое чудо: не смотря на то, что на стене изображение с пленки действительно имело ярко выраженный бежевый оттенок, на экранчике камеры я видел все так, как будто снимал на чистейшем, снежно белом фоне. Никакого тонирования - белый, значит белый.
Что такое баланс белого
Установка баланса белого бывает очень полезна как в фото, так и в видеосъемке. Суть этого процесса заключается в том, чтобы показать камере, как при данных конкретных условиях освещенности выглядит белый цвет. Не удивляйтесь. Если вы возьмете совершенно чистый белый лист и войдете с ним в помещение, освещенное обычными лампами накаливания, то белый лист будет иметь небольшой желтоватый оттенок. В сумерках белый лист выглядит как синеватый, а на закате он будет розовым и т.д.
Если не установить баланс белого при съемке в этих и других особых условиях освещенности, то вся цветовая гамма снимка будет "сдвинута" и подкрашена тем цветом, который преобладает в освещении сцены.
Иногда это вполне разумное решение. Например, если на закате мы будем снимать без какой-либо специальной установки баланса белого, доверившись автоматике, то вся фотография приобретает характерный желтовато-красноватый оттенок:
Вы можете сказать, что закатный пейзаж и должен быть таким, однако, если бы вы вознамерились сфотографировать своих друзей на улице, то довольно быстро изменили бы свое мнение, взглянув на получившиеся желтые лица.
После заката все становится окрашненным в синие тона:
Лица людей тоже стали бы зловеще-синими. Если мы снимаем при искусственном освещении, например, лампами накаливания, то все вокруг тоже приобретает желтоватый оттенок:
Одним словом, время от времени, когда нам надо точно передать цвета предметов, которые попадают в кадр и не зависеть от типа освещения, мы должны устанавливать баланс белого вручную, поскольку автоматика временами может "промахиваться".
Как настроить баланс белого
Если вы внимательно посмотрите в меню своего фотоаппарата, то наверняка заметите, что у него есть возможность настройки баланса белого. Обычно новички предпочитают использовать автоматический баланс белого (это как раз то, что выбрано на фото справа). Более искушенные фотографы обычно не полагаются на автоматику, а предпочитают настраивать баланс белого, используя предустановленные программы: солнечный день, тень, пасмурный день, лампа накаливания, лампа дневного света и т.д.
Достаточно часто бывает так, что этих режимов оказывается вполне достаточно. Человек становится продвинутым фотографом, потом еще более продвинутым, потом профессионалом и до поры до времени продолжает использовать эти готовые программы.
Однако наступает момент, когда ни одна из программ не подходит при съемке какой-то совершенно особенной сцены. Ну, как вам понравится ситуация, когда объект съемки освещен одновременно, скажем, лампами накаливания и лампами дневного света? Какой готовый вариант выбрать?
В этот момент можно пойти по одному из трех путей. Первый, самый неправильный, установить одну из подходящих программ. При этом снимок может приобрести совершенно неожиданный оттенок:
Второй вариант - снимать все в формат RAW, чтобы потом доработать снимок до идеала на компьютере.
Третий вариант - установить баланс белого по белому листу. Как это происходит?
Установка баланса белого по белому листу
Посмотрите на это изображение. Видите три самых последних значка: два треугольничка и прямоугольник над мини с цифрами 1, 2 и 3. Это как раз то, что нам нужно!
Мы выбираем, допустим, первый значок (их три для того, чтобы фотоаппарат "запомнил" три разных настройки, которые мы будем использовать в той же ситуации с освещением), наводим объектив фотоаппарата на белый лист бумаги (его надо иметь при себе, желательно действительно чисто белый и не мятый). Далее надо нажать на какую-то кнопку на фотоаппарате и баланс белого будет настроен по листу (какую именно кнопку - придется почитать в инструкции, у каждой камеры она своя).
Это самая точная настройка баланса белого. Именно для текущих условий освещения, никаких погрешностей, которые так или иначе присутствуют при использовании предустановленных в камере программ. Именно так работают настоящие профессионалы-фотографы. Перед съемкой в студии или на природе они тратят некоторое время, чтобы установить баланс белого и получать фотоснимки по своему цветовому характеру максимально приближенные к тому, что было на самом деле. Так что, если хотите получать более качественные фотографии, попробуйте перенять эту полезную привычку. Она действительно улучшит цветопередачу на ваших фотографиях.
В заключении хотелось бы добавить, что бывают ситуации, когда баланс белого устанавливать совсем не нужно. Это рассветы, заказы, сумерки, подземелья, одним словом, все те сцены, в котором присутствует необычный свет, влияние которого на изображение обязательно надо передать.