В своей прошлой статье об объективе Зенитар - М2,8/16 российского производства были приведены в основном технические сведения и примеры фотографий. В этой статье я хотел бы поделиться интересными наблюдениями, которые помогли мне улучшить качество фотоснимков, сделанных с применением этого объектива и дать некоторые практические советы вадельцам этого фишая.
Самым первым интересным открытием для меня явилось то, что вращение колесика управления диафрагмой на самом фотоаппарате не оказывает на объектив никакого действия. Я уже привык, что при использовании штатных объективов можно быстро изменить значение диафрагмы, вращая специальное кольцо на корпусе фотоаппарата. Особенно это удобно при ночных съемках, когда при вращении колеса управления диафрагмой в видоискателе отображается результат.
С объективом Зенитар - М2,8/16 такой номер не проходит. Здесь приходится, что называется, вспомнить старые добрые времена и вращать кольцо управления диафрагмой прямо на самом объективе. С одной стороны, вроде бы ничего страшного в этом нет. Однако, установив нужное значение диафрагмы, будьте готовы к тому, что вас будет поджидать два неприятных сюрприза.
Первая незадача будет заключаться в том, что фотоаппарат (здесь и далее будет рассматриваться Canon EOS 5D MII) не будет правильно отрабатывать экспозицию. Это означает, что когда вы установите выдержку и диафрагму так, чтобы бегунок на дисплее был в "правильной" центральной позиции, вы получите вот такое пересвеченное фото.
Для того, чтобы получить нормально экспонированное фото вам придется подбирать значение выдержки, сдвигая маркер экспозиции в левую "темную" сторону на отметку -1 или даже более. Все зависит от условия съемки. Только после этого фотографии приобретают нормальный вид.
Остается только порадоваться, что у фотоаппарата есть экранчик, при помощи которого можно сразу заметить проблему и переснять кадр с новым значением экспозиции. Если бы мы отсняли целую фотопленку (или несколько, например, на свадьбе), не зная о даной проблеме, то, думаю, последствия были бы просто катастрофическими.
Второй особенностью объектива Зенитар - М2,8/16 является тот факт, что далеко не при каждом значении диафрагмы мы получим достаточно резкое изображение. Вообще, наверное, каждый объектив в какой-то степени страдает этим свойством. У некоторых есть "самое резкое" фокусное расстояние, у других "самая удачная" диафрагма.
У объектива Зенитар - М2,8/16, по крайней мере у моего экземпляра, самая лучшая, резкая, четкая картинка получается при значении диафрагмы 8.
Возможно, если вы тоже решите купить объектив Зенитар М2,8/16, ваша рабочая диафрагма будет немного отличаться. Поэтому проверьте заранее при каком значении у вас получаются самые качественные фотографии и старайтесь использовать именно эту настройку.
Отдельно хотелось бы остановиться на таком, казалось бы очевидном факте, как глубина резкости. Об этом написано много статей, в частности, вы можете познакомиться с моей статьей "Секреты диафрагмы". При использовании объектива типа фишай, которым в частности и является Зенитар М2,8/16, проблема наведения на резкость становится одной из первостепенных.
Как вы, наверное, догадываетесь, системы автоматической фокусировки в объективе нет. Следовательно именно на фотографа ложится ответственность за наведение на резкость. Особенно важно сделать это правильно при полностью открытой диафрагме. Не смотря на то, что у объектива Зенитар бесконечность идет сразу после полутора метров, при съемке все же есть некоторый смысл покрутить кольцо фокусировки прежде чем давить кнопку спуска. В противном случае вы получите вот такие фотографии:
Ну, а если вы будете снимать с полностью открытой диафрагмой, то малая глубина резкости может сыграть с вами вот такую злую шутку:

Даже на этом сильно уменьшенном снимке видно, что передний план получился очень резко (резкость была наведена на него), при этом задний план получился очень размытым.
В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на перечисленные особенности, к которым надо привыкнуть и не забывать о них, объектив Зенитар М2,8/16 позволяет нам отойти от получения "обычных" фотографий и получать довольно необычные, порой завораживающие снимки. При стоимости примерно $200 этот объектив вполне заслуживает того, чтобы занять место в вашем фоторюкзаке наряду со своими более брендовыми собратьями.