Объектив Canon EF 50 f1.8 дал мне "поиграть" один хороший человек . Он как раз купил себе Canon EF 40mm f2.8 и, придя от него в полный восторг, сдал мне "полтинник" в бесплатную долгосрочную аренду. Вот уже несколько дней я занимаюсь испытаниями объектива, придумывая ему все более и более сложные задания. Несмотря на свою дешевизну (и по деньгам и по внешнему облику), объективчик очень скоро подтвердил истину о том, что недорогие но качественные вещи в природе все же встречаются. В этой статье я хотел бы написать отзыв об объективе Canon EF 50 F1.8, показать тестовые фотографии, описать свои личные ощущения от общения с ним.
Отношение к объективам с фиксированным фокусным расстояние довольно двойственное. С одной стороны, считается, что они дают гораздо более качественную картинку, чем их собратья - зумы. С другой: не всегда удобно носить с собой целую гирлянду объективов и постоянно переставлять их во время съемки.
Сейчас мы настолько уже привыкли к объективам с переменным фокусным расстоянием, что даже немного удивляемся, как это раньше фотолюбители ухитрялись фотографировать все одним и тем же объективом - фиксом. Я не говорю о продвинутых любителях или профи - они уже тогда вовсю пользовались прелестями фиксов, постоянно переставляя их в зависимости от конкретных условий съемки.
Тем не менее, если вам нужно весьма пристойное качество изображений, свобода от так называемых "хроматических аберраций", почти одинаковая четкость изображения и в центре и по углам, а самое главное, если вы еще не скопили денег на линзу профессиональной серии, то вам стоит обратить внимание на объектив Canon EF 50 f1.8. Конечно, его сложно назвать универсальным объективом на все случаи жизни, но время от времени и он может оказаться весьма полезным.
Достоинства объектива Canon EF 50 f1.8
Очень сложно сказать, что именно является главным достоинством: очень низкая стоимость объектива или довольно высокое качество картинки, которое он обеспечивает. Скорее всего - и то и другое вместе. Иметь такое качество фото за такую стоимость - это просто подарок судьбы! Конечно, какой-нибудь профессиональный фотограф, имеющий парк серьезной оптики, посмотрит на Canon EF 50mm снисходительно. Да еще скажет какой-нибудь уничижительный эпитет.
Да, до качества профессиональных объективов "элек" наш герой явно не дотягивает. Чуть ниже я приведу сравнительный тест двух фотографий, сделанных объективом Canon EF 50mm за 8.5 тысяч и объективом профессиональной серии за 26 тысяч. Знаете, разница все таки есть. Сами увидите.
Это я к тому, что неоднократно сталкивался с мнением, "знающих мальчиков" что, мол, "вот куплю себе полтинник Canon EF 50mm F1.8 и качество фото у меня будет такое же, как с профессиональных объективов".
Проверил на себе: НЕ БУДЕТ. Подробности чуть позже.
Но, тем не менее, если сравнивать качество фотографии с зеркалки с Canon EF 50mm F1.8 и какой-нибудь мыльницы (даже самой навороченной), то выигрыш будет явно не за мыльницей. Причем с большим отрывом.
Более того, наш герой-полтинник "рвет в клочья" на сравнительных тестах даже более дорогие объективы фирм Samyang, Tamron и т.д.
Одним словом: первое и самое главное достоинство объектива Canon EF 50mm F1.8 - его комбинация невысокой цены и неожиданно высокого для нее качества картинки.
Вторая важная характеристика, которая так нравится всем фотографам, это довольно высокая светосила. Что это такое, вы уже наверное знаете. Если очень кратко для совсем новичков: чем меньше число после буковки f, тем больше света "проходит" через объектив на матрицу, тем меньше света требуется при съемке для получения нормальной фотографии. Это очень полезно для фотографирования в сумерках, ночью, дома при свете трех лампочек стандартной люстры под потолком.
Я, например, пользуюсь фотоаппаратом Canon EOS 5D MII, у которого нет выпрыгивающей вспышки. Раньше приходилось сильно увеличивать чувствительность матрицы при домашних съемках, что приводило к появлению зерна. С объективом Canon EF 50mm F1.8 при полностью открытой диафрагме чувствительность можно держать в "пределах разумного" и получать нормальные фото даже в сложных домашних условиях (фото моего сына с развивающими карточками взято с его сайта mark.kashkanov.com):
Правда, обратной стороной съемки с полностью открытой диафрагмой будет очень небольшая глубина резкости. На приведенной фотографии это не так заметно, поскольку ребенок находился от камеры на значительном расстоянии и все объекты вокруг него попали в так называемую зону резкости.
Однако, если мы начинаем снимать непосредственно "в упор", то зона резкости при диафрагме f1.8 превращается в тонкую пленочку: в фокусе только то, на что мы сами навели резкость, а то, что на пару сантиметров дальше или ближе уже размыто:
Посмотрите на этот снимок: резкость навелась автоматом на волосы над ухом ребенка, челка получилась "слегка не в фокусе", не говоря уже про кота, который находился всего на 20-30 сантиметров дальше точки фокусировки. Вот здорово! - скажут любители поэкспериментировать с художественными приемами. Полный отстой! - скажут любители четких кадров по всей глубине.
К этому явлению надо элементарно привыкнуть, чтобы важные детали не выпадали из зоны резкости. Кстати, в простеньких мыльницах подобного эффекта размытия областей почти не наблюдается; картинка получается резкая по всей глубине.
С одной стороны это вроде бы и неплохо: все видно, все четко... С другой, для создания художественных эффектов размытие заднего плана иногда бывает очень кстати.
Не хотите, чтобы размывался задний план и все фото получалось резким? Никто не запрещает установить большее значение диафрагмы. Посмотрите на эти два снимка:
Это вид из моего окна (высоко сижу - далеко гляжу :). Значение диафрагмы f1.8. В зоне резкости только часть стены в центре кадра - именно на нее я и фокусировался. То, что находится дальше и ближе этой точки безнадежно размыто.
Вот другой вариант этого же снимка:
Здесь диафрагма полностью зажата: f22. Как видите, глубина резкости уже достаточна, чтобы отработать объекты, находящиеся в полуметре от меня, и те, расстояние до которых почти километр (высотное здание).
Таким образом, не стоит попадать под влияние расхожей легенды, что, мол, у этого объектива зона резкости недостаточно глубока. Этот ошибочный слух порожден желанием снимать с полностью раскрытой диафрагмой в потемках. К чему это приводит мы уже видели.
Итак, мы разобрались со вторым достоинством объектива Canon EF 50mm f1.8 - довольно большим значением светосилы за такую малую цену. Давайте пойдем дальше.
Третье достоинство объектива - небольшой вес
Знаете, есть некоторая разница в том сколько весит ваш фотоаппарат (с объективом), когда вы, например идете в поход в горы, или даже просто долго бродите по городу. Одно дело нацепить огромный и тяжелый объектив, и совсем другое - наш полтинник. Он гораздо легче, в большинстве случаев компактнее, а качество фотографий получается примерно такое же, как с большого и тяжелого.
Дело в том, что в объективе много пластмассовых деталей вместо металлических. Знаю, сейчас некоторые замахают руками и скажут, что это несерьезно, однако, за счет использования пластика объектив получился действительно легкими не таким дорогим.
Качество фотографий с объективом Canon EF 50mm f1.8
Не хотелось бы описывать словами то, что можно увидеть глазами: посмотрите на этот снимок. Он сделан в яркий солнечный морозный день на окраине города (это важно - смог не такой плотный как в центре):
Наверное вы догадались, что круглый фрагмент - это часть фотографии в натуральную величину. Нельзя сказать, что качество идеально, но все же мелкие детали вполне читаются и даже есть намек на видимость отдельных кирпичиков на стене дома. При всем уважении к компактным фотокамерам, придется признать, что такого качества они обеспечить скорее всего не смогут.
Но, с другой стороны, этот же снимок через объектив Canon EF 24-105 4L IS USM выглядит немного, но четче:
Обратите внимание: на стене появилось больше отдельных кирпичиков, а ограждение на крыше смотрится несколько четче, чем на предыдущем снимке. Но, не стоит убиваться, что наш полтинник оказался не таким хорошим в этом сравнении. Разница в стоимости объективов, через которые были сделаны данные снимки составляет почти 7 раз, и то, что дешевенький полтинник дал качество, сопоставимое с качеством фото профессионального объектива, дает нам повод относиться к нему с уважением.
Теперь хочется показать вам еще одну картинку. Это не что иное, как левый верхний уголок предыдущего снимка:
Можете сами найти это здание на общем снимке. Обратите внимание на то, что оно как бы завалено влево. Это так называемые угловые искажения, которые превносит объектив. К сожалению, это еще одна его слабая сторона. Однако справедливости ради стоит сказать, что подобные искажения есть практически у всех объективов (в разной степени, разумеется).
Этот фрагмент фотографии показывает нам еще один минус объектива Canon EF 50mm f1.8. Это постепенное ухудшение резкости при удалении от центра фотографии к ее углам. Фотографы называют данный эффект "размыливание". Опять таки, если сравнивать эту фотографию с подобной, полученной с компактной фотокамеры, то сравнение будет явно не в пользу компакта.
Продолжая говорить о недостатках объектива Canon EF 50mm f1.8, нельзя не упомянуть о том, что он далек от желаемой пыле-влагозащищенности. Например, на внутренней линзе объектива, который попал в мое распоряжение, уже имелось несколько пылинок. Они, правда, не оказывают сильного влияния на качество фотографии, однако, со временем, когда пыли внутри будет много, картинка будет получаться все более и более мутной.
С одной стороны это печально, с другой - при стоимости объектива в пределах 8.5-9 тысяч рублей можно запросто покупать себе новый объектив каждый год-два вместо того, чтобы задумываться о чистке старого от пыли.
И еще один факт, который может быть для вас интересен. Опытные фотографы знают, что у каждого объектива есть некое конкретное значение диафрагмы, при котором он дает максимально резкую картинку.
Предлагаю вам посмотреть на эти три фотографии (средние части в 100% масштабе). Они сделаны с разным значением диафрагмы: f1.8, f6.3 и f22 соответственно. Посмотрите, как отличается качество фотографий:
Комментировать фотографии я не стану - вы сами все прекрасно видите. Я показал эти фото на тот случай, если вы купите объектив и будете недоумевать, почему "иногда" фото получаются резкими, а "иногда" нет.
Поиграйте диафрагмой и вы сами отыщите оптимальное значение для вашего конкретного экземпляра.
Вывод
Объектив Canon EF 50mm f1.8 обладает множеством достоинств. Он будет неплохой альтернативой китовому объективу, который однозначно проиграет по четкости картинки. Если вы потратили почти все деньги на дорогую тушку, этот недорогой, но качественный полтинник даст вам возможность сделать первые отличные фотографии пока вы копите деньги на какой-то более серьезный объектив.
Главные проблемы объектива: отсутствие ЗУМа, к которому все так привыкли, сложность съемки в небольших помещений (в кадре тесновато, особенно на матрицах с кроп-фактором). Несколько медлительный автофокус и накопление пыли на внутренней линзе.
Canon EF 50mm f1.8 хорош для съемки портретов, предметной съемки, однако не позволяет снимать макро. Иметь только такой объектив можно в том случае, если вы копите деньги на что-то более серьезное.
Если вы новичок в фотографии, только что купили зеркалку (или подумываете о ее приобретении), советую вам не пожалеть 3.5 тысячи и купить Canon EF 50mm f1.8 дополнительно или вместо китового объектива.