В этой статье я хотел бы показать, какую роль может сыграть перспектива в фотографии. Новички, которые делают первые шаги к профессиональной фотографии, часто спрашивают "Как научиться фотографировать красиво". В ответ можно сказать, что нельзя узнать один единственный секрет фотографии, следовать ему, и тут же начать получать снимки профессионального качества. Хорошая фотография складывается из знания многих тонкостей, хитростей, изюминок. Вот сегодня мы и посмотрим на одну из них. Перспектива в фотографии - наш друг и враг одновременно.
По моему скромному мнению, самый лучший способ объяснить что-либо, это показать примеры. Поэтому в этой статье вы найдете массу фотоснимков, которые я сделал специально, чтобы показать, как перспектива в фотографии может сделать последнюю или красивой и выразительной, или безнадежно испортить.
Очень важно знать о том, как именно эффект перспективы влияет на качество наших снимков. В этом случае мы не наделаем кошмарных кадров во время ближайшего отпуска, сфотографируем все достопримечательности красиво и сможем по-настоящему гордиться своим фото портфолио.
В одно пасмурное утро я оказался на Красной площади, поскольку именно здесь можно найти массу примеров для знакомства с перспективой. Потом пришлось заехать на ВВЦ, поскольку мне для съемки потребовались большие свободные площади и высокие монументальные здания в одном и том же месте. Сразу хочу оговориться: все фотографии, которые Вы увидите в этой статье (кроме предпоследней с ребенком) я снимал простеньким дешевеньким компактным фотоаппаратом Panasonic DMC-SZ1. Как видите, он прекрасно справился со своей задачей. Я всегда ношу его с собой, чтобы не упустить интересные кадры. Считаю, что любой человек, который интересуется фотографией, должен иметь в кармане хотя бы такую дешевую мыльницу. А как получать с нее достойные кадры, можно почитать в этой статье.
Что такое перспектива
Самый простой способ ответить на этот вопрос: показать вам эту фотографию:
Это подземный переход, который выводит на Манежную площадь. Время - 5 часов утра (на что только не пойдешь, чтобы иметь поменьше людей в кадре :).
Надеюсь, вы понимаете, что туннель не снимке не сужается на самом деле, превращаясь в конце в лазейку для кошки. Нам просто кажется, что он сужается. Чем дальше от нас предмет, тем меньшим он КАЖЕТСЯ.
Самолет в небе вообще кажется мелкой точкой, хотя на самом деле это огромный объект. Но между нами и самолетом в небе нет никакого связующего звена. Здесь же - в туннеле - мы видим, как он уходит все дальше и дальше, зримо сужаясь все сильнее и сильнее. Если мы пойдем по туннелю вперед, то будем наблюдать, как тот его участок, который казался совсем узенький щелью, постепенно расширяется и мы прекрасно "проходим" в него. Зато если мы дойдем до конца туннеля (в данном случае до поворота), и оглянемся назад, то с удивлением обнаружим, что то место, где мы только что были с большого расстояния тоже кажется маленьким. А если бы там оказался человек, то он был бы размером не больше оловянного солдатика.
Итак, перспектива - это зрительное уменьшение объектов по мере их удаления от наблюдателя. Мы все с рождения живем в мире, наполненном примерами того, как проявляется перспектива. Это и сходящиеся к горизонту рельсы на железной дороге, и зрительное уменьшение окон верхних этажей в высотном здании, если стоять на земле рядом с ним и так далее.
Одним словом, чем дальше от нас расположены объекты - тем они кажутся меньше, чем ближе - тем крупнее. Гораздо интереснее перспектива проявляется именно тогда, когда одинаковые или хотя бы похожие объекты лежат и в непосредственной близости к наблюдателю и вдали от него.
Например те же шпалы на железной дороге. Они ведь все одинакового размера, но нам кажется, что ближние шпалы гораздо больше, чем те, что находятся на расстоянии десяток-другой метров. Особый шарм ситуации в том, что это уменьшение объектов в данном случае происходит не скачкообразно, а постепенно - шпала за шпалой.
Ну что же? С перспективой как таковой мы разобрались. Теперь давайте смотреть, на что она способна. Сначала посмотрим на ее светлую сторону.
Когда перспектива в фотографии - наш друг
Для начала приглашаю вас к памятнику Минину и Пожарскому. Почему я так написал? А потому что иначе и не скажешь. Все параллельные линии, нарисованные на брусчатке, сходятся вдали, зрительно направляя нас именно к памятнику, который установлен перед Храмом Василия Блаженного. На фотографии явно видно, что "нам туда".
Здесь перспектива играет роль направления взгляда зрителя на тот объект, на который я сам, как фотограф, хотел обратить ваше внимание. Признайтесь, вы ведь проследили, куда ведут эти линии на брусчатке? Если да, то моя цель достигнута, и в этом мне помогла перспектива.
Вот еще один пример:
Вы поняли, куда я вас приглашаю? Правильно! Пройдемте в ГУМ :). Ровные ряды камней на мостовой образовали параллельные линии, которые ведут нас к подъезду ГУМа, постепенно сходясь все ближе и ближе друг к другу. Если бы камни были положены хаотично, то большое пространство внизу фотографии потеряло бы всякий смысл, направления бы не получилось. Мы просто видели бы внизу мостовую из брусчатки и здание на заднем плане.
Таких примеров можно привести сколько угодно. Вот полюбуйтесь. Еще один экземпляр:
Во всех этих фотографиях перспективное схождение линий, уменьшение предметов по мере их удаления от объектива позволяют отобразить трехмерный мир на плоской фотографии. В данном случае перспектива - наш друг. Однако, это такой друг, за которым надо пристально наблюдать, иначе он может подложить нам порядочную свинью, стоит только зазеваться.
Когда перспектива в фотографии - наш враг
Давайте посмотрим на перспективу с другой, темной ее стороны. Для начала приглашаю вас еще раз посмотреть на предыдущие фотографии и убедиться в том, что все строения (ну почти все) стоят прямо, а не представляют из себя некие подобия трапеций, с короткой стороной сверху (на последнем снимке, правда, левая башня заваливается влево, но это погрешности оптики дешевого фотоаппарата, которым я все это снимал).
А теперь посмотрите на этот снимок:
Вот это уже не дело! Смотрите, вершины высоких объектов по краям кадра как будто бы направлены в одну воображаемую точку, расположенную далеко за пределами верхнего края снимка. Чем ближе к центру стоит объект, тем он более вертикален. Почему так получается, ведь на предыдущих снимках все здания были строго вертикальными?
На самом деле и на предыдущих кадрах такой эффект присутствует, однако он проявляется столь незначительно, что если не приглядываться, то его даже не заметно. Это работа нашей старой знакомой - перспективы. Только здесь она не украшает наши фотографии, а наоборот, делает их мерзкими.
Давайте разберемся с природой данного явления на примере.
Фотография 1
Эту фотографию я сделал сразу как только прошел главные ворота выставки ВВЦ. Конечно, пришлось поработать зумом, иначе главный павильон оказался бы на фото совсем маленьким. Обратите внимание: все колонны направлены строго вверх, фонарные столбы тоже, одним словом, вот так он и должен выглядеть.
Фотография 2
Ага! Заметили? Тут я стою уже метрах в ста пятидесяти от главного павильона ВВЦ. Хотя колонны все еще пытаются казаться строго вертикальными, это получается лишь только у центральных из них, а крайние уже начали заваливаться к центру изображения. Еще более завалились края здания и ели, стоящие с обеих сторон. Безобразие, но идем дальше.
Фотография 3
Это уже ни в какие рамки не лезет. Расстояние примерно 30 метров. Комментарии здесь, как говорится, излишни. И наконец гвоздь программы:
Фотография 4
Подошел к ступенькам и сделал эту фотографию. Конечно, в ней тоже есть какой-то особый смысл, но завал крайних колонн все портит и с этим уже ничего не поделаешь. А посмотрите, как укоротился шпиль. Теперь по сравнению в длиной колонны он стал совсем коротышкой, в то время как на первых фотографиях явно главенствовал.
Почему так происходит?
Давайте рассмотрим причины такого положения дел на следующих картинках (они понятнее сотен слов).
Естественно, это нарисовано не в масштабе, но все цифры правильные. Посмотрите: чем дальше мы отходим от объекта, тем менее заметна разница расстояний между основанием и верхней точкой шпиля. Если мы отойдем, например, за километр и используем какой-нибудь ультразум, то разница будет составлять вообще всего несколько сантиметров.
Мы знаем, что чем дальше от нас объект, тем он кажется меньше. Но в этом данном обе точки, верхняя и нижняя, находятся практически на равном удалении от объектива (три метра - это очень немного). Следовательно, ничто не дальше, ничто не ближе, значит, все видится в своих реальных размерах.
Разумеется, если продолжить линии колонн вверх, то через пару километров они может быть и сойдутся, но на глаз перспективные искажения незаметны.
Теперь начинаем приближаться к зданию:
Когда мы подходим ближе, разница расстояний начинает увеличиваться, причем непропорционально. Посмотрите: мы сократили дистанцию до объекта всего наполовину, а разница выросла в 8 раз! Теперь кончик шпиля находится от нас заметно (на 24 метра) дальше, чем основание. Он просто обязан казаться меньше, чем основание, которое ближе к нам:
Но это еще не так уж плохо выглядит. Давайте посмотрим какие будут цифры, когда мы подойдем к зданию на расстояние 30 метров:
Если не верите мне, вспомните дедушку Пифагора (вы, кстати, какие отметки получали в школе по геометрии?). Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Вот когда пригодилась давно забытая теорема. А мы-то думали, что прошли ее и забыли:
Больше писать особо нечего, если есть желание, посмотрите, какие цифры получатся на разных других расстояниях. Перспектива проявляется тем сильнее, чем ближе мы подходим к снимаемому объекту.
Из этой же серии данный проблемный снимок:
Расстояние от объектива до лица гораздо меньше, чем расстояние от объектива же до тапочек малыша. Если бы камера была при съемке еще ближе к лицу, то перспективные искажения привели бы к тому, что большая голова могла бы закрыть собой все остальное туловище и ноги.
Вывод
Теперь, когда вы сами видели, какую роль может сыграть перспектива в фотографии, вы скорее всего будете обращать больше внимания на то, КАК вы фотографируете подобные объекты. Если позволяет площадь, постарайтесь отойти от высокого объекта в кадре как можно дальше и приблизить его "зумом". Даже если объект при этом получится не такой крупный как хотелось бы, это все равно лучше, чем он будет выглядеть, например, вот так:
Подойдите еще немного ближе, и можно будет подумать, что вы стоите на фасаде здания, который лежит на поверхности земли. Верхушка здания при этом будет теряться за линией воображаемого горизонта.
Домашнее задание
Потренируйтесь фотографировать высокие здания с разных расстояний, как в приведенном примере. Посмотрите на то как действует перспектива.