Как лучше фотографировать. Перспектива в фотографии

как научиться фотографировать красиво. перспектива в фотографииВ этой статье я хотел бы показать, какую роль может сыграть перспектива в фотографии. Новички, которые делают первые шаги к профессиональной фотографии, часто спрашивают "Как научиться фотографировать красиво". В ответ можно сказать, что нельзя узнать один единственный секрет фотографии, следовать ему, и тут же начать получать снимки профессионального качества. Хорошая фотография складывается из знания многих тонкостей, хитростей, изюминок. Вот сегодня мы и посмотрим на одну из них. Перспектива в фотографии - наш друг и враг одновременно.

По моему скромному мнению, самый лучший способ объяснить что-либо, это показать примеры. Поэтому в этой статье вы найдете массу фотоснимков, которые я сделал специально, чтобы показать, как перспектива в фотографии может сделать последнюю или красивой и выразительной, или безнадежно испортить.

Очень важно знать о том, как именно эффект перспективы влияет на качество наших снимков. В этом случае мы не наделаем кошмарных кадров во время ближайшего отпуска, сфотографируем все достопримечательности красиво и сможем по-настоящему гордиться своим фото портфолио.

В одно пасмурное утро я оказался на Красной площади, поскольку именно здесь можно найти массу примеров для знакомства с перспективой. Потом пришлось заехать на ВВЦ, поскольку мне для съемки потребовались большие свободные площади и высокие монументальные здания в одном и том же месте. Сразу хочу оговориться: все фотографии, которые Вы увидите в этой статье (кроме предпоследней с ребенком) я снимал простеньким дешевеньким компактным фотоаппаратом Panasonic DMC-SZ1. Как видите, он прекрасно справился со своей задачей. Я всегда ношу его с собой, чтобы не упустить интересные кадры. Считаю, что любой человек, который интересуется фотографией, должен иметь в кармане хотя бы такую дешевую мыльницу. А как получать с нее достойные кадры, можно почитать в этой статье.

Что такое перспектива

Самый простой способ ответить на этот вопрос: показать вам эту фотографию:

как фотографировать красиво. Что такое перспектива в фотографии

Это подземный переход, который выводит на Манежную площадь. Время - 5 часов утра (на что только не пойдешь, чтобы иметь поменьше людей в кадре :). 

Надеюсь, вы понимаете, что туннель не снимке не сужается на самом деле, превращаясь в конце в лазейку для кошки. Нам просто кажется, что он сужается. Чем дальше от нас предмет, тем меньшим он КАЖЕТСЯ. 

Самолет в небе вообще кажется мелкой точкой, хотя на самом деле это огромный объект. Но между нами и самолетом в небе нет никакого связующего звена. Здесь же - в туннеле - мы видим, как он уходит все дальше и дальше, зримо сужаясь все сильнее и сильнее. Если мы пойдем по туннелю вперед, то будем наблюдать, как тот его участок, который казался совсем узенький щелью, постепенно расширяется и мы прекрасно "проходим" в него. Зато если мы дойдем до конца туннеля (в данном случае до поворота), и оглянемся назад, то с удивлением обнаружим, что то место, где мы только что были с большого расстояния тоже кажется маленьким. А если бы там оказался человек, то он был бы размером не больше оловянного солдатика.

Итак, перспектива - это зрительное уменьшение объектов по мере их удаления от наблюдателя. Мы все с рождения живем в мире, наполненном примерами того, как проявляется перспектива. Это и сходящиеся к горизонту рельсы на железной дороге, и зрительное уменьшение окон верхних этажей в высотном здании, если стоять на земле рядом с ним и так далее.

Одним словом, чем дальше от нас расположены объекты - тем они кажутся меньше, чем ближе - тем крупнее. Гораздо интереснее перспектива проявляется именно тогда, когда одинаковые или хотя бы похожие объекты лежат и в непосредственной близости к наблюдателю и вдали от него. 

Например те же шпалы на железной дороге. Они ведь все одинакового размера, но нам кажется, что ближние шпалы гораздо больше, чем те, что находятся на расстоянии десяток-другой метров. Особый шарм ситуации в том, что это уменьшение объектов в данном случае происходит не скачкообразно, а постепенно - шпала за шпалой. 

Ну что же? С перспективой как таковой мы разобрались. Теперь давайте смотреть, на что она способна. Сначала посмотрим на ее светлую сторону.

Когда перспектива в фотографии - наш друг

Для начала приглашаю вас к памятнику Минину и Пожарскому. Почему я так написал? А потому что иначе и не скажешь. Все параллельные линии, нарисованные на брусчатке, сходятся вдали, зрительно направляя нас именно к памятнику, который установлен перед Храмом Василия Блаженного. На фотографии явно видно, что "нам туда".

Здесь перспектива играет роль направления взгляда зрителя на тот объект, на который я сам, как фотограф, хотел обратить ваше внимание. Признайтесь, вы ведь проследили, куда ведут эти линии на брусчатке? Если да, то моя цель достигнута, и в этом мне помогла перспектива.

Вот еще один пример:

Здание ГУМа на Красной площади. Перспективное схождение линий брусчатки

Вы поняли, куда я вас приглашаю? Правильно! Пройдемте в ГУМ :). Ровные ряды камней на мостовой образовали параллельные линии, которые ведут нас к подъезду ГУМа, постепенно сходясь все ближе и ближе друг к другу. Если бы камни были положены хаотично, то большое пространство внизу фотографии потеряло бы всякий смысл, направления бы не получилось. Мы просто видели бы внизу мостовую из брусчатки и здание на заднем плане.

Таких примеров можно привести сколько угодно. Вот полюбуйтесь. Еще один экземпляр:

как перспектива может помочь задать правильное направление взгляда при осмотре фотографии

 

Во всех этих фотографиях перспективное схождение линий, уменьшение предметов по мере их удаления от объектива позволяют отобразить трехмерный мир на плоской фотографии. В данном случае перспектива - наш друг. Однако, это такой друг, за которым надо пристально наблюдать, иначе он может подложить нам порядочную свинью, стоит только зазеваться.

Когда перспектива в фотографии - наш враг

Давайте посмотрим на перспективу с другой, темной ее стороны. Для начала приглашаю вас еще раз посмотреть на предыдущие фотографии и убедиться в том, что все строения (ну почти все) стоят прямо, а не представляют из себя некие подобия трапеций, с короткой стороной сверху (на последнем снимке, правда, левая башня заваливается влево, но это погрешности оптики дешевого фотоаппарата, которым я все это снимал).

А теперь посмотрите на этот снимок:

заваленные здания - следствие проявления перспективы

Вот это уже не дело! Смотрите, вершины высоких объектов по краям кадра как будто бы направлены в одну воображаемую точку, расположенную далеко за пределами верхнего края снимка. Чем ближе к центру стоит объект, тем он более вертикален. Почему так получается, ведь на предыдущих снимках все здания были строго вертикальными?

На самом деле и на предыдущих кадрах такой эффект присутствует, однако он проявляется столь незначительно, что если не приглядываться, то его даже не заметно. Это работа нашей старой знакомой - перспективы. Только здесь она не украшает наши фотографии, а наоборот, делает их мерзкими.

Давайте разберемся с природой данного явления на примере.

Фотография 1

павильон СССР на ВДНХ. расстояние - примерно 300 метров

Эту фотографию я сделал сразу как только прошел главные ворота выставки ВВЦ. Конечно, пришлось поработать зумом, иначе главный павильон оказался бы на фото совсем маленьким. Обратите внимание: все колонны направлены строго вверх, фонарные столбы тоже, одним словом, вот так он и должен выглядеть.

Фотография 2

перспектива в фотографии. съемка с дистанции примерно 150 метров

Ага! Заметили? Тут я стою уже метрах в ста пятидесяти от главного павильона ВВЦ. Хотя колонны все еще пытаются казаться строго вертикальными, это получается лишь только у центральных из них, а крайние уже начали заваливаться к центру изображения. Еще более завалились края здания и ели, стоящие с обеих сторон. Безобразие, но идем дальше.

Фотография 3

перспективное схождение линий в фотографии

Это уже ни в какие рамки не лезет. Расстояние примерно 30 метров. Комментарии здесь, как говорится, излишни. И наконец гвоздь программы:

Фотография 4

как правильно пользоваться перспективой

Подошел к ступенькам и сделал эту фотографию. Конечно, в ней тоже есть какой-то особый смысл, но завал крайних колонн все портит и с этим уже ничего не поделаешь. А посмотрите, как укоротился шпиль. Теперь по сравнению в длиной колонны он стал совсем коротышкой, в то время как на первых фотографиях явно главенствовал.

Почему так происходит? 

Давайте рассмотрим причины такого положения дел на следующих картинках (они понятнее сотен слов).

чем больше расстояние, тем меньше искажения

Естественно, это нарисовано не в масштабе, но все цифры правильные. Посмотрите: чем дальше мы отходим от объекта, тем менее заметна разница расстояний между основанием и верхней точкой шпиля. Если мы отойдем, например, за километр и используем какой-нибудь ультразум, то разница будет составлять вообще всего несколько сантиметров. 

Мы знаем, что чем дальше от нас объект, тем он кажется меньше. Но в этом данном обе точки, верхняя и нижняя, находятся практически на равном удалении от объектива (три метра - это очень немного). Следовательно, ничто не дальше, ничто не ближе, значит, все видится в своих реальных размерах.

Разумеется, если продолжить линии колонн вверх, то через пару километров они может быть и сойдутся, но на глаз перспективные искажения незаметны.

Теперь начинаем приближаться к зданию:

перспективные искажения подпортили фотографию, но еще не критично

Когда мы подходим ближе, разница расстояний начинает увеличиваться, причем непропорционально. Посмотрите: мы сократили дистанцию до объекта всего наполовину, а разница выросла в 8 раз! Теперь кончик шпиля находится от нас заметно (на 24 метра) дальше, чем основание. Он просто обязан казаться меньше, чем основание, которое ближе к нам:

перспектива в фотографии. съемка с дистанции примерно 150 метров

Но это еще не так уж плохо выглядит. Давайте посмотрим какие будут цифры, когда мы подойдем к зданию на расстояние 30 метров:

перспективные искажения подпортили фотографию, уже значительно

Если не верите мне, вспомните дедушку Пифагора (вы, кстати, какие отметки получали в школе по геометрии?). Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Вот когда пригодилась давно забытая теорема. А мы-то думали, что прошли ее и забыли:

перспективное схождение линий в фотографии

 

Больше писать особо нечего, если есть желание, посмотрите, какие цифры получатся на разных других расстояниях. Перспектива проявляется тем сильнее, чем ближе мы подходим к снимаемому объекту.

Из этой же серии данный проблемный снимок:

ошибки при съемке детей - съемка сверху вниз

Расстояние от объектива до лица гораздо меньше, чем расстояние от объектива же до тапочек малыша. Если бы камера была при съемке еще ближе к лицу, то перспективные искажения привели бы к тому, что большая голова могла бы закрыть собой все остальное туловище и ноги.

Вывод

Теперь, когда вы сами видели, какую роль может сыграть перспектива в фотографии, вы скорее всего будете обращать больше внимания на то, КАК вы фотографируете подобные объекты. Если позволяет площадь, постарайтесь отойти от высокого объекта в кадре как можно дальше и приблизить его "зумом". Даже если объект при этом получится не такой крупный как хотелось бы, это все равно лучше, чем он будет выглядеть, например, вот так:

ужасные перспективные искажения. Как не надо фотографировать архитектуру

Подойдите еще немного ближе, и можно будет подумать, что вы стоите на фасаде здания, который лежит на поверхности земли. Верхушка здания при этом будет теряться за линией воображаемого горизонта.

Домашнее задание

Потренируйтесь фотографировать высокие здания с разных расстояний, как в приведенном примере. Посмотрите на то как действует перспектива.