Не так уж часто случается попасть в такое удивительное место. Тишина, покой, умиротворенность... Это далеко не все слова, которыми можно охарактеризовать состояние, которое охватывает в поселке Груздево, куда мы недавно ездили на съемки с моим братом Артемом Кашкановым. Когда-то давным-давно мы уже были здесь. Тогда просто катаясь на велосипедах мы совершенно случайно заехали в это место. Фотоаппаратов с собой еще не было (дело было лет пятнадцать назад). Просто посмотрели на дивный пейзаж и поехали восвояси. Зато сейчас съемка явно удалась.
Вообще, съемка в лесу - занятие непростое. Если погода пасмурная, среди деревьев становится мрачновато, приходится или расширять диафрагму или удлинять выдержку (статья Соотношение выдержки и диафрагмы. Как установить выдержку и диафрагму при фотосъемке), а то и повышать ISO, что, сами знаете, приводит к появлению цифрового шума матрицы.
Правда, при съемке в лесу цифровой шум заметен не так, как, например, при съемке открытых участков неба. Поэтому на некоторое повышение чувствительности вполне можно пойти. Здесь очень выручают большие матрицы (в смысле физического размера). Они, как известно, даже на сравнительно больших значениях ISO ведут себя вполне пристойно и шумят очень незначительно. Наверное, чтобы соблюсти традицию :)
Еще в лесу не помешает объектив с высоким значением светосилы. Вы же знаете, светосила указана на объективе фотоаппарата. Например, f/3,5-f/5,6. Чем эти числа меньше, тем лучше. Правда светосильный объектив и стоит дороже, но бывают ситуации, что только он и спасает ситуацию. Например, при съемке в пещере. Сумеречный лес - тоже не исключение.
Но если вы считаете, что в солнечную погоду фотографировать в лесу гораздо проще, то мне придется вас расстроить. Да, общая освещенность значительно повышается. Но когда солнечный свет пробивается сквозь кроны деревьев, он "выхватывает" из общей темной картины отдельные фрагменты, делая их очень яркими на очень темном фоне.
Начинается дилемма. Или пересветить траву, чтобы видна была кора на темных деревьях, или сделать деревья совсем черными, зато травка, освещенная солнцем, будет не белая, а все таки зеленая. Разумеется делать это можно, если у вас в руках фотоаппарат с ручными настройками. С совсем простенькими камерами проблем обычно гораздо больше.
Положение можно спасти двумя способами. Или снимать в режиме HDR, а потом склеить полученные снимки. Так мы как бы расширяем динамический диапазон матрицы и получаем и траву зеленой и деревья с видимой корой:
Еще лучший результат достигается при съемке фотографии в формате RAW и последующей обработке на компьютере, например, в программе Adobe Lightroom:
Этот снимок после обработки гораздо более похож на реальное изображение, которое мы видели при съемке, чем предыдущий и, тем более, самый первый.
Закройте один глаз!
Есть еще одна важная рекомендация для тех, кто решил поснимать красивые осенние пейзажи в лесу. Очень часто, гуляя по лесу, мы снимаем налево и направо, поскольку картины, которые перед нами открываются, действительно смотрятся великолепно. Так, наснимав огромное количество кадров, мы приходим домой в надежде насладиться нашими шедеврами.
Каково же бывает разочарование, когда на фотографиях мы видим не те красивые виды, которыми любовались во время лесной прогулки, а какие-то нагромождения из массы стволов, листьев, пусть даже и очень красивых, желтых.
Все дело в том, что у нас два глаза, а объектив у фотоаппарата только один. Зачем нам два глаза? Правильно, чтобы ощущать объем изображения перед собой. Закройте один глаз и вы увидите то, что получится на вашей фотографии. При этом желательно еще и не двигаться, чтобы за счет взаимного перемещения предметов на переднем и заднем плане не чувствовать объемность пространства.
Выход здесь только один. Надо постараться выбирать для съемки в лесу не самую чащобу, а все таки более иль менее открытые пространства, насколько это возможно. Неплохо получаются фотографии на опушке леса:
Неплохо использовать для разделения планов эффект контраста. Если светлый объект будет находиться на фоне темного фона (или наоборот), то они точно не сольются на фотографии. Неплохо также поиграть значением диафрагмы и попробовать размыть задний план, обратив внимание зрителя на объект на переднем:
Одним словом, при съемке в лесу, если вы хотите получить более иль менее пристойные фотографии, просто закройте один глаз, глядя на понравившуюся сцену. Думаю, пока глаз не наметан, в 90% случаев вам сразу расхочется тратить кадр.
А теперь приглашаю вас посмотреть фотографии, которые удалось сделать в осеннем лесу на берегу тихой лесной реки Суворощь. Если окажетесь в тех краях, сможете увидеть все это своими глазами.
И вот еще несколько вертикальных:
Ссылки на статьи, которые встретились в тексте:
Как фотографировать лучше? HDR поможет!
Правильная выдержка. Установка выдержки. От чего зависит выдержка?
Основы экспозиции. Как правильно установить выдержку, диафрагму, чувствительность
Соотношение выдержки и диафрагмы. Как установить выдержку и диафрагму при фотосъемке