Как фотографировать салют? Можно ли сделать это без штатива? Обязательно ли снимать салют зеркалкой или можно добиться хорошего качества с помощью мыльницы?
Такие мысли обычно возникают в преддверии национальных праздников. Хочется не просто сфотографировать салют абы как, а получить красивые интересные фотографии. При этом желательно не отрываться от атмосферы всеобщего ликования, а фотографировать как бы между делом, не быть связанным штативом или другой тяжелой фототехникой.
Эта статья написана по горячим следам. Только что отгремел салют Победы 9 Мая 2015 года. Обработав фотографии я понял, что съемка вполне удалась. Фотографии салюта получились яркие, четкие, не смазанные. За счет дополнительной обработки был устранен цифровой шум матрицы. Если хотите, можете взглянуть на результат в галерее.
Конечно этот салют не идет ни в какое сравнение с тем, что было в Москве. Тем не менее для того чтобы разобрать стратегию фотосъемки таких огненных шоу его вполне достаточно. Давайте обобщим правила съемки салютов.
1. При съемке салюта сразу отключите вспышку
Знаете, в толпе наблюдающих всегда находятся "народные умельцы", которые снимают салют. Причем на полном автомате. Обычно салют происходит в темное время суток, поэтому фотоаппарат, работающий в автоматическом режиме, всеми правдами и неправдами пытается добавить в кадр света. Для этого он пускает в ход встроенную вспышку.
Абсурдность этого подхода понятна хотя бы по тому, что ни один профессиональный фотограф, который может находиться рядом и тоже снимать салют, никогда не прицепит к своей камере внешнюю вспышку. Да и что собственно подсвечивать? Ведь сам салют итак очень и очень яркий. На фоне почти черного неба картинка получается настолько контрастной, что в лучшем случае при съемке со вспышкой на автомате получится все то же черное небо и белые (не цветные, а именно белые) трассы от ракет и сами ракеты.
Поэтому перед съемкой салюта надо сразу же отключить встроенную вспышку. Такая возможность предусмотрена даже на дешевых мыльницах и горячо любимых многими айфонах.
2. Почему фотографии получаются очень зернистые и смазанные?
Фотоаппарат, лишенный возможности осветлять сцену вспышкой, переходит к плану "Б" :). Чтобы при ночной съемке, а таковая у нас как раз налицо, на матрицу попало достаточно света, фотоаппарат может сделать одно из трех (а чаще всего все сразу):
- увеличить выдержку - время, когда на матрицу поступает свет через объектив,
- полностью раскрыть диафрагму - ведь при дневной съемке она прикрывается чтобы не "пересветить" кадр,
- увеличивает чувствительность матрицы (то самое ISO)
Результатом первого подхода является получение смазанных картинок, если вы снимаете без штатива, поскольку выдержка может достигать нескольких секунд. Никто, даже профессиональный фотограф, даже Геркулес с каменными мускулами не сможет держать камеру абсолютно неподвижно в течение нескольких секунд.
Кроме того вместо красивых куполов вспышек салюта у вас будет получаться какое-то странная нелепая белая мазня. Ведь за несколько секунд пока идет съемка, все ракеты успевают догореть и погаснуть, а их траектория остается на фотографии.
При полностью раскрытой диафрагме некоторые объективы начинают выдавать не очень резкую замыленную картинку, да и глубина резкости при этом явно оставляет желать лучшего.
Ну, а увеличение ISO-чувствительности всегда привносит в фотографию цифровой шум.
Теперь сложите все вышеперечисленное и вы представите, какие у вас могут получиться фотографии.
Как с этим бороться?
3. Выберите зеркалку для съемки салюта
Как бы мы этого ни хотели, но компактные фотоаппараты за редким исключением не дадут нам шикарных фотографий небесного огненного шоу. Есть конечно дорогие хорошие компакты с большими матрицами, но они стоят столько, что за эти деньги можно купить зеркалку.
Так что если вы до сих пор находитесь в колебаниях относительно того, какой фотоаппарат лучше купить, зеркалку или компакт, то для съемки салюта лучше именно зеркалка.
Почему?
Дело в том, что у них больший размер матрицы (не в мегапикселях, а в миллиметрах). Есть такое известное правило: чем больше размер матрицы, тем меньше она "шумит". Например, фотографии салюта, которые вы можете увидеть в фотогалерее, сделаны фотокамерой Canon EOS 5D Mark III с так называемой полноразмерной матрицей (большой внешний прямоугольник):
Матрицы более скромных бюджетных зеркалок показаны в левом нижнем углу. Конечно они меньше по площади чем полнокадровая матрица (она помечена надписью Пленка 35 мм), следовательно - больше "шумят".
А справа представлены матрицы обычных компактных камер. Наверное вы и сами понимаете, какая картинка может получиться с матрицы площадью в половину ноготка мизинца. Что бы там ни говорили продавцы фотоаппаратов о "современной прогрессивной программной системе шумоподавления", не слушайте. Законы физики еще никто не отменял, а конечное качество фотографии главным образом зависит от того, что "видит" матрица.
Поэтому совет очень простой: хотите фотографировать салют - купите зеркалку.
4. Используйте светосильный объектив
Это рекомендация не только для владельцев зеркалок или беззеркалок со сменной оптикой. Дело в том, что у некоторых компактов сейчас бывают весьма неплохие объективы в плане светосилы. Например, у моего компактного фотоаппарата Sony DSC RX100 диафрагма раскрывается до почти невероятного (для компакта) значения 1.8.
У другого компакта самое нижнее значение всего 3.5.
Правило здесь очень простое - чем ниже число, тем шире раскрыта диафрагма, тем больше света проникает через объектив на матрицу.
Очень простой пример, он грубоватый, но зато быстро все объясняет:
Если навести два вышеуказанных компактных фотоаппарата на один и тот же объект, раскрыть диафрагмы на полную (1.8 у одного и 3.5 у другого), то нормальный снимок получится у первого при выдержке 1/30 секунды (это можно снимать даже с рук), а у второго - условно говоря - 1/15 секунды. То есть уже есть немалый риск "смазать" кадр из-за длинной выдержки. Нужен штатив.
На самом деле цифры здесь должны быть другими, это не линейная закономерность, но идея, я надеюсь, вами ухвачена.
Поэтому когда будете выбирать объектив для зеркалки, или компактный фотоаппарат, отдайте предпочтение тому, у которого диафрагма раскрывается шире. Такие объективы стоят дороже. но не в деньгах счастье, а в качественных снимках :)
5. Снимайте салют с "его уровня"
Можно конечно фотографировать салют с земли. Это проще всего. Но гораздо более эффектные снимки получаются, если забраться на какое-нибудь возвышение и снимать как бы "сбоку".
Это может быть высотное здание, высокий берег реки, гора, холм и т.д. В этом случае в кадр попадают не только сами вспышки салюта, но и другие объекты на земле: светящиеся окна домов, фонари, витрины магазинов и т.д. Вы знаете такое место? Если еще нет, то подыщите, проведите разведку и пристрелочную съемку заранее. Иначе придется метаться в самый последний момент.
6. Используйте какой-нибудь упор
Конечно можно было бы притащить с собой штатив, но делать этого не следует по трем причинам:
- вы лишаетесь мобильности и легкости передвижения,
- штатив могут сломать в давке, если таковая будет иметь место,
- вы все равно не будете снимать с выдержкой более 1/2 секунды.
Если с первыми двумя пунктами все понятно, то насчет выдержки хотелось бы сказать пару слов.
Дело в том, что каждый отдельно взятый залп - это явление очень быстротечное. От момента начала раскрытия "шапки" до полного сгорания всех элементов проходит не больше 1 секунды. Некоторые сгорают даже быстрее. Следовательно, нет никакого резона снимать с выдержкой более 1/10 - 1/20 секунды. Такие съемки вполне можно вести даже без штатива, если есть какой-то упор, на который можно поставить локти.
Например, при съемке этих фотографий был использован подоконник общего балкона высотки и выдержка 1/15 секунды. Из всей серии всего несколько снимков оказались смазанными.
Правда, это снималось с ISO - 1600, но для полноматричного фотоаппарата это вполне рабочая чувствительность.
Для того, чтобы сделать положение камеры более стабильным даже при отсутствии упора, можно воспользоваться советом, описанным в статье: Как снимать без штатива с длинной выдержкой
7. Снимайте в формате RAW
Если вы пока не знакомы с этим форматом, приглашаю почитать статью: Формат RAW и его отличия от формата JPEG.
Отсняв салют в этом формате вы получаете гораздо большие возможность по дальнейшей обработке фотографий, чем если бы вы снимали просто в JPEG.
К сожалению данный формат съемки доступен только в зеркальных и достаточно продвинутых компактных камерах. В недорогой мыльнице его может не быть.
8. Приготовьтесь к обработке отснятых фотографий
Ваши фотографии будут выглядеть гораздо более выигрышно, если вы выполните их обработку. Очень рекомендую освоить программу Adobe Lightroom. После нее фото смотрятся гораздо более интересно. Пользуясь случаем, приглашаю вас посмотреть описание моего видеокурса по обработке фотографий в Adobe Photoshop CC и Adobe Lightroom CC. Вдруг вы еще не вполне преуспели в этих программах, но очень хотели бы в них разобраться.
Подведем итог:
Для того, чтобы сделать удачные фотографии салюта надо найти какое-нибудь возвышение поблизости, взять зеркальную фотокамеру, прикрутить к ней хороший светосильный объектив, установить выдержку примерно 1/15, полностью открыть диафрагму.
Далее сделайте контрольный снимок и по нему установите нужную чувствительность матрицы. Имейте в виду, что сам салют будет гораздо ярче чем огни города, поэтому ISO выберите так, чтобы они (огни города) не были очень яркими. Иначе салют будет пересвеченным. Не беспокойтесь, что "потеряете город" на снимках. Букеты салютов будут работать для вас как мощнейшая фотовспышка и осветят несколько кварталов вокруг места события.
Правильно:
Неправильно:
Первые залпы салюта - это ваша лакмусовая бумажка. После первого снимка надо быстро посмотреть, что получается на экранчике у вас и при необходимости так же быстро скорректировать значение чувствительности. Именно чувствительности, а не выдержки и диафрагмы.
Порой оказывается, что ее, чувствительность, можно снизить, если букеты салюта получаются пересвеченными.
Думаю, вы согласитесь с тем, что лучше подстроить параметры и снять оставшиеся залпы как следует, чем наснимать кучу пересвеченных кадров, на которых букеты будут просто белыми пятнами.
Еще можно отключить автофокусировку и заранее навести резкость на то место, где будут появляться букеты салюта. Просто в некоторых фотоаппаратах автофокус работает очень неторопливо. Это может здорово подпортить вам настроение.
Чем дольше идет салют, тем больше дыма становится в воздухе. Он начинает рассеивать свет, затуманивать картинку. Поэтому самые первые залпы получаются на фоне черного неба, а последние в красивых дымных ореолах (или некрасивых - тут уж кому что нравится).
Имейте в виду, что последний залпы салюта - самые грандиозные. Не пропустите их!
Ну и... даже как-то неудобно это писать, но все же. Выходя на фотоохоту за салютами проверьте уровень зарядки аккумулятора и сколько свободного места осталось на карте памяти. А то знаете как иногда бывает :)...