Очень часто от фотографов можно услышать такие слова: «Этот объектив самый резкий из всех, которые я использовал». Но как узнать, какой объектив действительно резкий, а какой – нет? Какие еще есть критерии при выборе объектива, кроме резкости? Давайте разберем основные критерии оценки объективов, рассмотрим вопросы их тестирования.
Перед приобретением объектива нужно для себя установить критерии его выбора. Выбирать только по внешнему виду, удобству использования и универсальности можно, но этих критериев недостаточно. Тем более, они субъективны, их нельзя измерить. Сколько людей, столько будет и мнений. При выборе объектива нужно учитывать и другие параметры, которые можно проверить.
Резкость объектива
Как ее проверить? Для этого надо прикрепить газету на стену и осветить ее с двух сторон двумя мощными лампами. Поставьте свой фотоаппарат на штатив, установите нужную экспозицию, пользуясь шкалой расстояний на объективе. Можно воспользоваться автофокусом. Далее установите минимальную выдержку, которая возможна в таких условиях освещенности. Выберите самую большую диафрагму (то есть наименьшее значение числа F). После этого сделайте несколько кадров с разной диафрагмой, чтобы можно было сравнить результаты.
Теперь посмотрите на снимки при 100% увеличении и сравните результаты. Обратите внимание на уровень резкости в центре снимка и по краям. Даже не самые качественные объективы дают хорошую резкость в центре изображения и размытость по краям. Результаты с разными диафрагмами будут отличаться. Этим способом вы можете оценить резкость объектива.
Светосила объектива
Этот параметр очень важен при фотографировании при плохом освещении. Большая светосила говорит о высоком качестве объектива. Все производители стараются использовать самую лучшую оптику в своих объективах. Рекомендуем вам покупать объективы с большей светосилой.
{gallery}lens/svetosila{/gallery}
В маркировке объективов светосила обозначается, например, так F/2.8, при этом величина F/2.8 меньше, чем F/5.6, а чем меньше число F, тем лучше. То есть, чем больше светосила, тем лучше. Надо также учитывать тот факт, что объективы с постоянной светосилой на любом фокусном расстоянии (например, sigma 300-800 f/5.6) лучше, чем объективы со сменной диафрагмой, в которых светосила меняется в зависимости от фокусного расстояния.
Минимальная дистанция фокусировки
Это также очень важный параметр при выборе объектива. Вы должны определить для себя, какое минимальное расстояние вам нужно для съемки. Чаще всего (но не всегда) у качественных объективов достаточно маленькая дистанция фокусировки.
{gallery}lens/dist{/gallery}
Чтобы узнать, какая у вашего объектива минимальная дистанция фокусировки, нужно измерить расстояние между фокальной плоскостью объектива и объектом съемки. Также этот параметр должен быть указан в инструкции, описании объектива, хотя производители не всегда указывают точные данные.
Элементы объектива и их количество
Качество объектива и эффективность его работы зависит от того материала, из которого сделаны его элементы (линзы). Хорошо, если в вашем объективе используется низкодисперсионное стекло. Оно уменьшает хроматическую аберрацию, которая плохо влияет на контрастность и резкость снимка.
В качественных объективах используются апохроматические и асферические элементы, которые уменьшают искажения и делают изображение резче и контрастнее. Чем больше таких элементов в вашем объективе, тем лучше. Проверить их наличие невозможно, ведь для этого пришлось бы разобрать объектив. Поэтому нам приходится верить производителю на слово.
Объективы для цифровых фотоаппаратов совместимы не со всеми цифровыми фотоаппаратами и совершенно несовместимы с пленочными. Поэтому, перед покупкой объектива, проверьте, можно ли его использовать с вашим фотоаппаратом. Если вы фотографируете и цифровой, и пленочной камерой, не покупайте объективы, которые предназначены только для цифровых фотокамер.
Lens Flare
Это эффект, который проявляется при попадании солнечного света в объектив фотоаппарата. Иначе говоря, это блики. Они возникают на изображении, полученном при контровом освещении. Этот эффект не будет заметен в видоискателе, а только на готовом снимке. Эффект Lens Flare приводит к уменьшению контрастности изображения. В профессиональных объективах для защиты от бликов применяется специальное покрытие, а также используются насадки для недопущения этого эффекта. Чтобы протестировать объектив на эффект Lens Flare, нужно снять какой-либо объект при контровом освещении.
Хроматические аберрации
Эти дефекты возникают вокруг контрастных объектов и видны в виде цветной окантовки или ореола. При этом снимок выглядит недостаточно ярким. Такой дефект особенно хорошо виден при открытых диафрагмах.
Чтобы проверить объектив на хроматическую аберрацию, нужно сделать пару кадров на открытой местности. При этом надо сфокусироваться на высококонтрастном объекте. Например, сфотографировать листья дерева на фоне яркого солнца. Затем, при увеличении снимка, можно увидеть ореол вокруг этих листьев.
От хроматической аберрации не защищен ни один объектив. Но не расстраивайтесь, ведь этот дефект легко можно скорректировать в Фотошопе. Можно использовать профессиональный объектив, при этом хроматическая аберрация будет минимальной.
Боке
Этот термин описывает субъективные художественные достоинства той части снимка, которая оказалась не в фокусе на фотографии. Определить характеристики боке у вашего объектива можно по дискам нерезкости. Дело в том, что вне зоны фокуса каждая светлая точка становится диском.
Для тестирования боке нужно сделать пару кадров с зеленью или лесом на расстоянии не менее 4,5 метра от фотоаппарата. После посмотрите на задний план фотографии: если видны диски с яркими краями, значит, у вашего объектива не очень хорошее боке. Но боке – очень субъективный параметр. Помните, что, чем выше светосила объектива, тем будет лучше боке.
Виньетирование
Чтобы проверить объектив на наличие этого дефекта, нужно сделать несколько кадров неба на открытой местности. На снимке, который сделан объективом хорошего качества, освещение должно быть одинаковым на всей площади снимка, не должно быть затемнений в углах и на краях кадра.
Вес объектива
Его очень просто проверить. Выбирайте для себя подходящий. Кому-то нравятся объективы полегче, кому-то – потяжелее. Здесь, как говорится, на вкус и цвет приятелей нет.
Конструкция объектива и качество сборки будет влиять на то, как долго вам прослужит объектив. Недорогие пластмассовые объективы хуже, чем объективы из магниевого сплава. Объективы с металлическим байонетом не деформируются, в отличие от объективов с пластиковым байонетом. Герметичный объектив менее восприимчив к негативному воздействию пыли и влаги, чем негерметичный объектив.
Если внешне объектив кажется вам дешевым, то, скорее всего, он такой и есть. Объектив не должен быть очень тяжелым, но он должен быть прочным и соответствовать стандартам сборки. Эти критерии очень важны при выборе качественного объектива.
Скорость фокусировки
Это очень важный параметр для некоторых сюжетов съемки. Большинство фотообъективов имеют систему автофокусировки. Всегда хочется, чтобы объектив фокусировался быстрее и точнее. Для того чтобы это проверить, необходимо сделать несколько фотографий с тестируемым объективом. Во время съемки другой человек должен с помощью секундомера засечь время фокусировки.
Можно включить в фотокамере сигнал, который она будет подавать, когда полностью сфокусируется. Ваш помощник должен засечь время одновременно с нажатием кнопки для начала фокусировки. Когда он услышит сигнал камеры, он должен остановить секундомер. Измеренное время и есть время автофокусировки. Чем меньше времени понадобится объективу для фокусировки, тем лучше.
Система стабилизации изображения
Чаще встречается на профессиональных объективах. Если у вас длиннофокусный объектив (например, 300 мм), то для вас стабилизация изображения очень важна. Но не все системы стабилизации одинаковы. У Canon есть три версии системы стабилизации, а у Nikon – две. Для стабилизации изображения можно использовать штативы. Перед покупкой объектива проверьте, как работает его система стабилизации.
Эргономика
Эргономика определяет, насколько объектив удобен в использовании. Удобно ли он лежит в руках? Легко ли у вас поворачиваются фокусировочные кольца? Можно ли легко повернуть поляризационный светофильтр, если на объективе прикреплена бленда? Эти и другие вопросы очень важны при выборе объектива, от этого во многом зависит и качество снимков, которые будут сняты вашим объективом.
Цена
Цена, естественно, очень важный фактор для каждого фотографа. Вам нужно сравнить объективы по вышеперечисленным критериям, а затем сопоставить каждый из них с ценой. Здесь важно выбрать оптимальный для вас вариант по соотношению цена-качество. Например, объектив, в котором есть три элемента из низкодисперсионного стекла, стоит гораздо выше, чем такой же объектив с одним элементом. Для вас, возможно, подойдет золотая середина – объектив с двумя элементами из низкодисперсионного стекла.
Всегда критично относитесь к цене. Если объектив дорогой, при его покупке вы должны точно знать, за что платите такие большие деньги.
Вывод. Помните, что современная оптика по характеристикам намного лучше объективов, которые продавались еще лет 20 назад. Сейчас даже самые дешевые объективы для начинающих по своим характеристикам намного лучше самых дорогих объективов прошлых лет. В современных объективах применяется улучшенная, самая совершенная технология зумирования и система автофокуса.
Перед покупкой объектива изучите внимательно каждый его параметр, который важен для вас, чтобы не ошибиться с покупкой и сделать оптимальный выбор. И если какой-то умник на форуме в интернете критикует ваш выбор, можете его проигнорировать, если он не знает все 15 критериев выбора объектива. Удачных вам покупок!